Форма входа
Выпускникам
Я люблю...
Чем вы увлекаетесь, что нравиться?
Всего ответов: 101
Сайты
  • «Усыновление в России»
  • ГНИИ семьи и воспитания
  • Молодёжный портал Карелии
  • «К новой семье»
  • «Наши дети»
  • ЮНИСЕФ в России
  • Фонд поддержки детей
  • Н Ф защиты детей
  • «Every Child»
  • Фонд «Расправь крылья!»
  • «Право ребенка»
  • Б Ф «Семья»
  • Фонд «Родительский мост»
  • «Волонтеры детям-сиротам»
  • «Община Китеж»
  • Фонд «Здесь и сейчас»
  • «Детские деревни SOS»
  • «Детские Домики»
  • «Детский дом»
  • Фонд «Подари жизнь»
  • Чешский бисер
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Меню сайта
    Категории раздела
    Для взрослых [1]
    Для детей [0]
    Поэзия [0]
    Проза [0]
    Главная » Статьи » Статьи гостей » Для взрослых

    Педагогическое сердце

    Педагогическое сердце

    Педагогическое сердце http://www.edu-inform.ru

    Как может работать система Макаренко, если использует ее не сам  Макаренко? Разговор о наследии великого педагога продолжает Александр Гезалов.

    13 марта исполнилось 125 лет со дня рождения Антона Макаренко. С его именем, а если вернее, с «системой Макаренко» плотно связана история сиротства в России. Безусловно, его метод воспитания и социализации сирот был весьма успешным. Но как показало время — только в отдельно взятом историческом контексте.

    Когда государство ничего больше не может предложить ребенку вместо семьи, он помещается в дом ребенка, приют, детский дом, детскую колонию. Именно такое положение дел сложилось во времена Макаренко. Социальный заказ государства тогда — за короткий срок побороть беспризорность и безнадзорность. Бегавшие в то время по России дети реально утратили своих родителей и были реальными сиротами. Их нельзя было вернуть в семью, потому что семьи не было. А другая часть общества не имела возможности принять этих детей. В итоге детские дома и другие институты государственного попечения о детях оказались единственным выходом.

    И вот в этой системе Антон Макаренко стал отцом всех сирот. Его коньком было трудовое воспитание. Совместный труд — основа системы Макаренко. Но приди он со своей системой в современный детский дом — имел бы высокие шансы на скорое увольнение, а то и на попадание в тюрьму. Нельзя заставлять детей трудиться. За любые подобные инициативы современный директор детдома будет наказан прокуратурой при очередной плановой проверке. Или те же сироты сообщат куда следует, что их, бедных, используют. Нынешние сироты слабо юридически подкованы, но свои права ничегонеделанья они знают четко, особенно учитывая, что в этом их безделье активно участвуют добрые дяди-спонсоры, одаривая сирот несметными дарами за их ущербный статус.

    Но вернемся к Макаренко. В детском доме, в котором я рос, мы воспитывались по системе этого человека, и портрет его висел во многих кабинетах. Был он и у директора детского дома, и у участкового милиционера, присматривавшего за нашим учреждением. А книга Макаренко «Флаги на башнях» и вовсе была настольной у директора.

    Но все кто читал мои воспоминания в книге «Соленое детство», заметили перекос: портреты великого педагога должны были висеть у старших воспитанников детского дома, так как директор детского дома отдал на их откуп весь воспитательный процесс. Да, у нас были свои поля, огороды, свиньи, куры и лошадь. Мы запасались сеном, делали квашенную лопатами капусту, а картофельное поле было таким огромным, что пройти его с мотыгой было жутким процессом (теперь это монастырские земли). В общем, все вводные для трудотерапии по Макаренко у нас были.

    Однако работали только дети младших и средних групп, которые мечтали поскорее перейти в старшую группу, чтобы ничего не делать. И заставлять работать младших. Вот так может работать система Макаренко, если использует ее не сам же Макаренко.

    Мы, кстати, знали о Макаренко. Мы думали, что это какой-то начальник, который где-то там сидит. Но так как мы знали начальство из ОБЛОНО и ГОРОНО, ничего хорошего не ждали и от Макаренко. Тетушки из этих систем следили за тем, как мы питаемся и в чем ходим, а вот как нас воспитывают, мало кого интересовало. Как не интересуется этим сегодня главный детский омбудсмен Павел Астахов, постоянно занятый в детских домах проверками тумбочек прикроватных.

    Чем скученнее система, в которой живут брошенные дети, тем острее вопрос личности работающего с ними специалиста. Ведь нынешние сироты — не те, что во времена Макаренко. В том смысле, что теперь они сироты социальные, при живых родителях. Родителях, многие из которых успели нанести ребенку ущерб своим ненормальным поведением и жизнью. Таким детям нужны лечение и качественная реабилитация. А эффективность лечения и реабилитации зависят от степени доверия ребенка к своему попечителю, которое базово должно быть максимально приближено к доверию своим родителям. Но не все могут быть родителями для своих воспитанников, а значит в системе детского дома должен быть жесточайший отбор сотрудников. Нужен человек, искренне служащий детям, даже не за деньги и надбавки и категории. Сегодня в этим большие проблемы.

    Так что история Макаренко имеет право на существование, но в рамках личной ответственности с учетом нравственных ориентиров, веры и милосердия. Все иное всегда будет отвратительная копия, кривое зеркало. Мы ждем новых личностей с педагогическим сердцем, знающих Януша Корчака, Ксению Петербуржскую и Мать Терезу. Есть ли они, такие люди?

    PS. Портал «Филантроп» совместно с проектом «Успешные сироты.Ру» объявляют конкурс для всех, имеющих отношение к попечению о сиротах — сотрудников НКО, органов опек, детских домов и пр.

    До 1 мая мы принимаем эссе и видеоматериалы по трем темам:

    • воспитание детей-сирот;
    • адаптация детей-сирот;
    • семейное устройство детей-сирот;

    Лучшие работы будут опубликованы, а победителей определим народным голосованием. Подробности можно найти по этой ссылке. Участвуйте!

    Источник публикации - сайт gezalov.net

    Категория: Для взрослых | Добавил: Billiozz (11.07.2013)
    Просмотров: 596 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]